1 октября 2021 года вступили в силу изменения в ст. 6 федерального закона от 07.08.2001 № 115-фз «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Содержание закона

Необходимость кодификации отдельного закона обусловлена тем, что юридические лица могут участвовать в обороте денег, приобретенных незаконным путем, сами того не зная. Поэтому содержание Закона № -ФЗ направлено также на защиту интересов физических и юридических лиц, невольно ставших участниками противоправных операций.

Содержание законодательного акта ниже.

Номер главы ФЗ №  «О противодействии легализации» Основные положения раздела
1 Содержит общие положения, то есть определяет, по каким направлениям действуют контролирующие органы. Дополнительно это разделе нашли свое отражение следующие положения:

  • основные понятия;
  • субъекты, работа которых контролируется;
  • определение целей Федерального Закона № -ФЗ (безопасность населения, противодействие терроризму)
2 Фиксация списка лиц, а также организаций, уполномоченных осуществлять контроль этой сфере. Предусмотрены:

  • права и обязанности участников правоотношений;
  • применяемые меры воздействия на нарушителей;
  • основные направления деятельности
3 Описывает порядок ведения работы контролирующих организаций уже после того, как преступление совершено. Деятельность направлена на дальнейшее прекращение противоправного деяния, воздействие на виновных лиц, а также способы защиты нарушенных интересов населения
4 Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией прибыли, полученной незаконным путем
5 Это завершающий раздел, который указывает на обязанность компетентных организаций в полной мере выполнять возложенные функции. Указана ответственность должностных организаций, игнорирующий требования законодательства, а также не исполняющих вверенные обязанности в полной мере

Ключевые моменты

  • субъектами правоотношений выступают не только частные и государственные организации, но также отдельные физические лица и ИП;
  • неоднократно за время действия документа, в него вносились правки и, сейчас есть ряд изменений, вступление которых в законную силу ожидается;
  • нормативный акт действует по всей территории России, а также распространяется на российские организации, действующие за пределами РФ;
  • на основании ФЗ подписано несколько международных договоров, направленных на установление сотрудничества с другими странами.

О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ

Поделиться

Настоящим информируем о принятии Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Начиная с 30 января 2021 года начнет действовать уточненный порядок реализации отдельных «антиотмывочных» правил. 

Так, финансовые организации будут обязаны в течении 5 рабочих дней информировать клиентов о дате и причинах принятия ими решений об отказе в проведении операции (в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ), а кредитные организации – также информировать клиентов о дате и причинах принятия решений об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом, порядок предоставления вышеобозначенной информации должен быть зафиксирован в договоре банковского счета (вклада) или в правилах, доступных любому заинтересованному лицу для изучения (например, путем размещения на сайте финансовой организации в сети «Интернет»).

Кроме того, кредитные организации не смогут на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ отказать физическому лицу 
в заключении договора банковского счета (вклада). 

Важно отметить, что финансовые институты при наличии подозрений в легализации преступных доходов или финансировании терроризма смогут реализовать свое право на отказ в совершении операции по поручению клиента только, если такое решение принято руководителем организации или специально уполномоченными им лицами. Аналогичный подход будет действовать применительно к решениям кредитных организаций об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада). . Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года

Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

В частности, с учетом Рекомендации 10 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег1  (ФАТФ) для финансовых институтов будет установлено базовое требование о невозможности обслуживания клиента в случае непроведения его идентификации или упрощенной идентификации и не установления сведений о характере деловых отношений с клиентом, информации о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Поскольку обязанность по идентификации закреплена в Федеральном законе № 115-ФЗ с начала его действия, то названное дополнение не приведет к изменению существующего в настоящее время порядка взаимоотношений граждан и юридических лиц с финансовыми институтами, вовлеченными в «антиотмывочную» систему.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300037).

___________________________

1 Рекомендации размещены на официальном сайте ФАТФ, сайтах Росфинмониторинга и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) в сети «Интернет».

Скачать 115 ФЗ в последней редакции

Предлагаем вам скачать Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Сведения, которые должны быть указаны в разрешении на временное проживание, прописаны в п. 7 статьи 6 ФЗ-115.

Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца. Этот документ должен признаваться РФ. В противном случае РВП может быть оформлено в виде отдельного документа по формам, утвержденным в Приказе МВД России от 27.11.2017 N 891.

В приказе также содержатся бланки заявлений, подробно расписан порядок действий сотрудников и другие нюансы процедуры вплоть до расписания приема заявлений. Советуем ознакомиться с документом, чтобы знать обязанности сотрудников подразделения и не допустить нарушения собственных прав.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Изменения 2018-2021 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона. Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера. Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов. В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение. Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

В каких случаях блокируют расчетный счет

Большинство предпринимателей считают, что ответственность по ведению бизнеса они несут в первую очередь перед налоговой инспекцией. То есть уверены, что блокировать расчетный счет за неправомерную деятельность, либо неуплату налогов, может только ИФНС, отправив решение о блокировке расчетного счета в банк. На самом деле, право на блокировку счета предоставлено и банкам, если действия по расчетному счету являются подозрительными. Служба финансового мониторинга пристально следит за движением денежных средств своих клиентов, а особенно – за ИП и малым бизнесом. Зачастую именно индивидуальные предприниматели являются конечным звеном в схемах по обналичиванию денежных средств, да и просто с их счетов часто снимается и вносится наличка. Именно этот факт вызывает большое подозрение банков.

Блокировка по инициативе банка регулируется Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ.

Важно! Основанием по заморозке счета являются сомнительные операции, которые вызывают подозрение в том, что организация или ИП занимается отмыванием денег. Это могут быть регулярные снятия с расчетного счета лимитированной суммы, либо наоборот – внесение крупной суммы на расчетный счет небольшими платежами

Такие подозрения дают банку право заблокировать счет. Чаще всего, перед блокировкой банк присылает письмо с просьбой в ограниченный срок предоставить подтверждающие документы, которые обосновывают и делают прозрачными движения денежных средств на счете. То есть, каждая подозрительная сумма должна быть подтверждена договором, ведомостью и другими необходимыми документами. Опять же, если банк заподозрит, что предоставленные документы не являются настоящими – счет заблокируют

Это могут быть регулярные снятия с расчетного счета лимитированной суммы, либо наоборот – внесение крупной суммы на расчетный счет небольшими платежами. Такие подозрения дают банку право заблокировать счет. Чаще всего, перед блокировкой банк присылает письмо с просьбой в ограниченный срок предоставить подтверждающие документы, которые обосновывают и делают прозрачными движения денежных средств на счете. То есть, каждая подозрительная сумма должна быть подтверждена договором, ведомостью и другими необходимыми документами. Опять же, если банк заподозрит, что предоставленные документы не являются настоящими – счет заблокируют.

Поводы блокировки счета банком:

  • При проведении операций на сумму более 600 000,00 руб. (снятие, внесение, переводы физ. лицу, или ИП);
  • Один из контрагентов является террористом (либо состоит в черном списке ЦБ);
  • Большое число переводов денежных средств физическим лицам;
  • Проведение операций сделки по поручению лиц, находящихся в розыске;
  • Блокировка счета по поручению ИФНС (если ИФНС считает операции по счету сомнительными);
  • Неправильное заполнение назначение платежа, по которому он становится сомнительным.

Второй организацией, имеющей право заблокировать счет, является налоговая инспекция. Она может заморозить движение средств по следующим причинам:

  • Неисполненное в срок требование об уплате налога (страховых взносов, штрафов, пеней);
  • Не представлены: налоговая декларация, расчет 6-НДФЛ и расчет страховых взносов в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока подачи;
  • Организация не отправила квитанцию о получении требования ИФНС, полученного в электронной форме (о предоставлении документов/пояснений; уведомление о вызове в ИФНС);
  • Организация не обеспечила возможность передачи отчетности в электронной форме в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности;
  • Организация не имеет возможности оплатить обязательства перед ИФНС, т.к. совокупная стоимость имущества меньше суммы недоимки (штрафа, пени), указанного в решении.

Также арест на счет могут наложить Судебные органы или Федеральная Служба Судебных Приставов (далее – ФССП). ФССП блокирует счет по решению суда либо при передаче данных о неуплате налогов из ИФНС. В этом случае в итоге будет списана не только сумма неоплаченных налогов и пеней (штрафов) по ним, но и исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы, но не менее 5 000,00 руб. для организаций и 500,00 для ИП.

Меры предупреждения

Законодательством установлено несколько направлений, по которым трудятся компетентные лица и организации. Спектр мероприятий может быть направлен на предотвращение нарушений, прекращений уже начавшихся преступных деяний, на устранение последствий, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

Операции, подлежащие обязательному контролю

Они делятся на группы, в зависимости от оборота денежных средств. Так, необходимо выделять следующие категории подконтрольных финансовых операций:

  1. Сделки, в которых задействованы деньги в сумме 100-600 тысяч рублей. Касается только получения или перевода денег при сотрудничестве с международными организациями или при кооперировании с иностранными гражданами;
  2. Оборот средств равен или превышает 600 000 рублей. В этот список относятся операции с наличными, оборот в сфере продажи/покупки ценных бумаг, обмен валют, обналичивание чеков, полученных от нерезидентов страны;
  3. В пределах 3 миллионов — только в отношении сделок с недвижимой собственностью;
  4. Если же денежный оборот достигает 10 000 000 рублей, то компетентные организации будут контролировать все операции, имеющие стратегическое значение.

Внимание! Дополнительно установлено, что если человек подозревается в экстремистской деятельности, то его финансовые операции будут проверяться и контролироваться независимо от суммы.

Письмо Банка России от 2 июля 2021 г. № 12-4-2/3275 “О проекте изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ (идентификация с привлечением партнера)”

16 июля 2021

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», направленные письмом Ассоциации российских банков от 15.06.2021 N А-02/5-158, и сообщает следующее.

Указанные предложения носят концептуальный характер, предоставляя кредитным организация право привлекать к реализации базового принципа функционирования системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — «Знай своего клиента» — фактически любое физическое лицо на основе договора гражданско-правового характера.

Считаем, что реализация данного предложения сопряжена с существенными правовыми и репутационными рисками для кредитных организаций по надлежащему выполнению ими всего спектра требований «противолегализационного» законодательства, начиная от идентификации клиентов и иных лиц, заканчивая применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и представлению сведений в уполномоченный орган.

Изложенный в письме АРБ тезис о том, что действующая модель идентификации кредитными организациями своих клиентов и иных лиц сопряжена с «существенными дополнительными материальными расходами, обусловленной необходимостью присутствия работников кредитной организации во всех без исключения населенных пунктах, где предлагаются кредитные услуги», напрямую не связан с действующим регулированием.

Так, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятые в соответствии с ним нормативные акты Банка России не содержат запрета на использование электронных средств связи для получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиента, и заверение таких сведений и документов простой электронной подписью клиента.

При этом согласно Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядок идентификации клиента, в том числе сбора необходимых сведений и документов, разрабатывается каждой кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых кредитной организацией клиентам, и включается в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дополнительно обращаем внимание на подходы ФАТФ к вопросу делегирования полномочий по проведению идентификации сторонними организациями. Так, рекомендации ФАТФ предписывают финансовым учреждениям при реализации мер надлежащей проверки клиентов, включая их идентификацию, применять риск-ориентированный подход

В соответствии с рекомендацией 17 («Доверие мерам третьих сторон») в рамках использования института делегирования проведения надлежащей проверки клиентов сторонним организациям необходимо обеспечить соблюдение ряда критериев, в том числе следующего — «финансовое учреждение, полагающееся на стороннюю организацию, должно убедиться в том, что деятельность сторонней организации регулируется, в отношении нее осуществляется надзор или мониторинг и что эта третья сторона принимает меры по выполнению требований надлежащей проверки клиентов и хранения данных в соответствии с Рекомендациями 10 и 11 («Хранение данных»)».

И.о. директораДепартамента финансовогомониторинга и валютного контроля Е.В. Шакина

——————————

1 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Суть 115 ФЗ

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, а Советом Федерации одобрен 20 июля 2001 года. Последние изменения в него ввели 29 июля 2017 года. Закон содержит 5 глав и 17 статей. Создан он для регулирования и контроля доходов, защиты прав граждан и безопасности против лиц, финансирующих терроризм или получающих доход незаконным, преступным путем.

Содержание ФЗ 115:

Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, защита граждан от незаконных доходов и терроризма. Описано в какой сфере закон может быть применен, он распространяется на организации, все филиалы и дочерние компании страны, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Написаны термины и понятия, использующиеся в законе и даны их определения, что такое доходы, операции, организации, идентификация клиента, блокирование и т. д.;

Во второй главе описаны способы и меры предупреждения преступного получения доходов и финансирования терроризма

Описана система мер предосторожности и безопасности, оформлены организации, осуществляющие контроль и регулировку, описан процесс и виды операций и мероприятий. Подробно оформлены права, обязанности и полномочия организаций, граждан, сторонних лиц;

В третьей оформлены меры и процессы, с помощью которых происходит противодействие уже совершившимся незаконным действиям

Какие уполномоченные органы имеют право на противодействие и какими полномочиями обладают. Обязанность граждан предоставлять документы и информацию по первому требованию сотрудников уполномоченных органов;
Согласно четвертой гл. страны помогают друг другу бороться с преступностью в этой сфере. Тут описаны ситуации и способы помощи и поддержки стран, обмен информацией. Обязанность признавать правомерными решения судебных органов других стран и высылку преступников для заключения на родину;
В пятой г. оформлены заключительные положения и дополнительные условия закона. Описана ответственность сотрудников органов в случаях невыполнения обязанностей или несоблюдения условий, ответственность нарушителей закона. Контроль прокуроров и официальное обжалование действий сотрудников органов, форма заявления на подачу жалобы.

По просьбе сотрудников органов организации, филиалы или компании обязаны предоставить информацию о сделке, клиенте и выдать копии документов. Операции проводятся для защиты граждан и безопасности населения. также полезно будет узнать актуальную информацию о деятельности ЦБ. Подробности тут:

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором — пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год либо в случае изменения сведений обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев и обновления полученных сведений.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации. Передача такой информации (сведений) в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

7.1. Положения пунктов 1 — 7 настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector